Посещая сайт nl-school.ru, вы соглашаетесь на использование постоянных cookie-файлов, вы можете изменить настройки своего компьютера, чтобы эти cookie-файлы не сохранялись.
Статьи по школе

Эмоциональный компонент

Точка выхода – то есть то, как мы узнаем об эмоциональной дисфункции, и то, на что жалуется пациент, – это его поведение. Поведенческий стереотип, не применимый к конкретной ситуации, вызывает состояние невроза. А что является точкой входа, и где мы адаптируем эмоции?
Точками входа служат органы чувств, посредством которых мы воспринимаем эмоциональные раздражители: цвет, звук, запах, вкус, тактильные стимулы. Суммарное раздражение от органов чувств начинает моделирование конечной точки выхода, а адаптация осуществляется через наши убеждения (социальные и личные, индивидуальные, а также складывающиеся под влиянием общих архетипических образов), Проходя через фильтр убеждений, эмоциональные сигналы моделируются в поведение, т.е. в точку выхода.
Таким образом, поведенческие паттерны – это точки выхода, убеждения – это зона адаптации, а органы чувств – это зона входа эмоционального сигнала.
Поскольку органы чувств – это, собственно, анатомия эмоций, то и воздействие на точку входа даёт выраженный лечебный эффект. Благодаря этому у нас существуют цветотерапия, ароматерапия, звукотерапия, тактильные и телесные техники (например, плавание с дельфинами).
В эмоциональном аспекте здоровья самые эффективные механизмы воздействия также связаны с воздействием на точку входа (цвето-, ароматерапия), – потому что они проскальзывают мимо сознания («над убеждениями»), – и на точку адаптации: работа с убеждениями, та самая психотерапия. Работа психолога моделирует убеждение, и от этого меняется сразу много поведенческих паттернов. И это очень эффективный путь.
Намного большего труда и времени занимает работа с конкретными поведенческими паттернами, работа на точке выхода. Дрессировка, как метод работы в точке выхода, хорошо формирует конкретный поведенческий паттерн, но не меняет убеждения, а значит, есть риск в другой, схожей ситуации поступить ошибочно: если нельзя разбрасывать носки по комнате, это не означает, что нельзя разбрасывать их на кухне. Но все же, пусть медленно, но и от этого конкретного поведенческого паттерна идёт движение вверх и меняются наши убеждения.